о компании услуги наши клиенты для вас пресс-центр контакты
Пресс-центр
Источник Работа.ru; Элитный персонал
 
Азбука карьеры

Светлана ГАДЖИНСКАЯ

Есть выражение, которое в переводе с английского звучит так: “Если не знаешь, куда идешь, никогда туда не придешь”. Профессионалы считают, что самое главное для построения карьеры – иметь четкое представление о том, чего ты хочешь добиться через пять, десять, двадцать лет.


Взлетная полоса: оценить себя и ситуацию

Собравшись в путь к карьерной вершине, важно “наметить” для себя желаемый уровень. Ведь уже через несколько лет кто-то, например, возглавит подмосковную типографию, будет руководить не одним десятком человек и ежемесячно получать всего порядка 700 долларов, а кто-то станет рядовым исполнителем и будет корпеть над проектами… в PricewaterhouseCoopers, получая как минимум в два раза больше.

Не менее важно обрести разумный баланс между тем, какая работа нравится, и тем, как она оплачивается. Точнее, как она будет оплачиваться через определенный период времени.
Советует Роман Огоньков, исполнительный директор финансовой корпорации “НИКойл”: “Задайте себе вопрос: на какую жертву вы согласны сегодня, чтобы через три года, например, достичь N-ого уровня дохода и/или N-ого должностного уровня. Причем для людей трех категорий - склонных к риску, нейтральных или не приемлющих риск, - полученные “величины” будут различаться”.

Причиной одной из наиболее частых ошибок, совершаемых при принятии решения о собственной карьере, – необъективность самоанализа.

Действительно, познать себя не просто. Задача же оценки собственных карьерных перспектив актуальна для любого образованного гражданина развитого государства.
В Европе разработано множество доступных методик. Несложный вариант, предложенный испанскими менеджерами по персоналу, может быть с успехом использован и россиянами: многие аналитики утверждают, что Россия “идет в рынок” тем же путем, что и Испания, отставая на 5-7 лет. Итак, испанские эксперты в области HR рекомендуют честно ответить на следующие вопросы:


Сумеете ли вы в течение минуты рассказать о вашей профессиональной карьере?
Каковы были ваши ошибки на профессиональном пути?
Сможете ли вы в нескольких словах изложить свои основные достижения?
Почему вы работаете именно в этой компании?
С какими должностными обязанностями вы легче всего справляетесь?
Получаете ли вы моральное удовлетворение от работы?
Знаете ли вы свои слабые стороны?
По каким трем параметрам вы смогли бы оценить результаты своего труда?
Специалисты отмечают, что сегодня в России как никогда много возможностей для быстрого карьерного роста. В отличие от недавнего прошлого, в рядах современной элиты много молодых лиц. Вряд ли эта ситуация будет долго продолжаться. Поэтому начать действовать стоит уже сейчас.

Выбор компании: скромное начало или крупная ставка

Быстрому продвижению способствуют такие факторы, как поощрение карьерного роста корпоративной культурой компании и возможность учиться на рабочем месте. Это в первую очередь отрасли высоко конкурентные или высокотехнологичные: торговля, профессиональные и финансовые услуги. В последнее время в России стремительно развивается IT-сектор, постоянно требующий новых, активных и амбициозных, людей.

Но не следует забывать о рыночных законах: если сегодня все ринутся в финансы, то завтра спрос на таких специалистов упадет. Хотя, безусловно, в каждой индустрии есть свои “трюки”, овладев которыми, можно продвинуться вверх.

Светлана Коцуба, исполнительный директор Клуба специалистов по управлению персоналом "СУПЕР": “Молодые специалисты стараются попробовать как можно больше, приобрести интересный опыт и знания до того времени, когда наличие семьи вынудит их искать стабильности. Причём именно первые месяцы работы на новом месте приносят наибольшую пользу и навыки, со временем просто приходит глубина этого опыта.
А как только новые знания освоены и в голове выстроена полутеоретическая система функционирования конкретного бизнеса, амбиции резко скачут вверх. Наниматель же не всегда в состоянии за ними успевать”.

Некоторые характеристики компании говорят сами за себя: чем меньше организация (два-три человека в отделе), тем ниже шансы на карьерный рост, - просто нет места для повышения. Хотя для карьеристов-новичков работа в небольшой компании может стать хорошим началом.

Юрий Ровенский, генеральный директор компании “РосБизнесКонсалтинг”: “В первые годы главная задача – активно обучаться, нарабатывать опыт, уверенно почувствовать себя на рынке труда. Место работы должно отвечать этим условиям. Затем наступает пора признания. Кто-то останавливается на этой ступени и начинает “плыть по течению” - это одна из основных ошибок. Чтобы не стоять на месте, нужно расширять сферу приложения своих способностей, искать новые возможности”.

Если сотрудник отечественной, а тем более, западной компании в течение трех лет занимает ту же должность, на которую он пришел, - очевидно, что у него трудности с продвижением по карьерной лестнице.

“Примеряя” на себя крупные компании, целесообразно концентрироваться на тех, в которых карьерный рост – элемент корпоративной культуры. Узнать об этом можно из доступных источников: углубиться в деловую прессу, заглянуть на сайты компаний.

Однако открытая информация не даст представления о “внутренней кухне”: многочисленные перестановки и движения в компаниях могут лишь запутать, ведь за ними под час скрывается начинающийся упадок… Здесь пригодится умение общаться - качество, необходимое для успешного человека! - можно попытаться побеседовать с кем-то из сотрудников в неофициальной обстановке.
Постараться переговорить с потенциальным начальником, руководителями других подразделений, с которыми придется взаимодействовать, возможными коллегами – это даст возможность оценить среду и благоприятность условий для строительства собственной карьеры. Полезно узнать, как складывается профессиональная судьба тех, кто работает уже давно, и куда уходят бывшие сотрудники. Не только в приватной беседе, но и на собеседовании допустимо поинтересоваться: “Это новая вакансия?” или “Куда ушел человек, который работал на этой позиции до меня?”.

Генеральный директор консалтинговой группы “Системы Эффективных Технологий” Марина Белокурова полагает, что самый простой путь оценки перспектив карьерного роста – не верить на слово заверениям специалистов этой фирмы, а выяснить, кем стали люди, пришедшие в компанию от одного до трех лет назад.

Во время собеседования рекомендуется “перевернуть” ситуацию в свою пользу и начать самому задавать вопросы. По мнению Сергея Литовченко, исполнительного директора Ассоциации менеджеров, это воспримут только те работодатели, которые предоставляют нормальные условия для карьерного роста: “Тем, у кого в компании таких условий нет, это не понравится, так как они хотят, чтобы все делалось только по ими созданной инструкции”. Ответы на некоторые вопросы – “Каковы механизмы развития персонала в компании?”, “Каковы мои перспективы профессионального развития?” – помогут вам понять многое уже на начальном этапе.


Тактика сотрудника: цель - продвижение
В компаниях, где в развитии сотрудников видят фактор собственного успеха, существует масса механизмов для профессионального роста. Например, формируется управленческий резерв. Сотрудники, попавшие в “резервный список”, заранее готовятся к своему выдвижению. Причем, обладание такой информацией не только приятно согревает, но и налагает определенные обязательства. В “Хьюлетт-Паккард”, например, необходимо написать собственный план профессионального развития.

Шансом сделать скачок наверх может быть и победа во внутрикорпоративном конкурсе. Напишите лучшую научно-техническую работу, как, например, в “ОКБ Сухого”, или проявите себя в мозговом штурме рабочей группы при президенте компании, что практикуется в корпорации “Эконика”.

Безусловно, стремительность карьеры зависит и от непосредственного начальника. Хорошо, если он доволен работой талантливого подчиненного. Но еще лучше, если он умеет давать объективную оценку результатов после каждого существенного проекта. По мнению Сергея Литовченко, умные “карьеристы” способствуют профессиональному росту своих подчиненных, а глупые видят в этом не “воздушную подушку”, которая их “приподнимает” по карьерной лестнице, а механизм выращивания конкурентов.

В любом случае, чтобы добиться признания, необходимо повышать масштабы своей деятельности - не нужно прятаться от новых и более ответственных задач. К сожалению, многие люди убеждены, что “кто пашет, на том и едут” и поэтому предпочитают “не высовываться”. На самом деле это тупиковое направление в лабиринте карьерного пути. Опыт подсказывает, что только тот, кто добивается результатов в работе и постоянно расширяет масштабы своей деятельности, может эффективно двигаться вверх.
Очевидно, что потенциальный руководитель должен быть готов работать больше своих коллег, не слишком радоваться на взлете и не отчаиваться при падении. Можно сказать, что боязнь риска для карьериста – смертельная болезнь.

Сотруднику крупной компании, ориентированному на творческий рост, полезно “раздобыть” себе наставника – более опытного старшего товарища. Например, в крупнейших аудиторских компаниях существует формализованный механизм таких отношений.
Наставник не является непосредственным руководителем и не злоупотребляет высотой своего положения. В свою очередь молодой специалист не воспринимает его как гуру и ни в коем случае не “подлизывается”. Идеально, когда между ними возникают доверительные отношения: тогда, в случае чего, наставник поможет решить какие-то проблемы – в том числе и карьерные - силой своего авторитета в компании.


Советы начинающему карьеристу:
ставить долгосрочные цели, уметь разбивать стратегические задачи на краткосрочные этапы и следить за их последовательной реализацией;
сориентироваться в рыночной ситуации и выигрышно себя позиционировать;
сохранять гибкость и самокритичность: уметь вовремя осознать ошибки в первоначальной стратегии и внести корректировки;
собирать вокруг себя единомышленников, сохранять трезвость в оценке людей: доверять, но проверять;
всегда ориентироваться на успех, ни в коем случае не искать “объективных” оправданий неудач;
абстрагироваться от статуса “наемника” - относиться к бизнесу с позиции собственника, “пропустить” его через себя, жить им;
быть готовым начать все сначала.

Карьеру строят по-разному: для одних успех – результат долгосрочного плана, а для других – подарок фортуны. И все же первых несравнимо больше. В наш век, чтобы не отстать, нужно постоянно двигаться вперед. Правильно ставить цели и рассчитывать свои силы. И пусть вам сопутствует удача!
--------------------------------------------------------------------------------

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Каковы основные “подводные камни” на пути карьериста?

Надежда Сладкова, директор по персоналу корпорации “Эконика”:

Кадровая служба компании должна управлять процессом построения карьеры, тогда и “подводных камней” не будет Приоритет нашей корпорации - создать условия для профессионального роста и выстраивания карьеры каждого сотрудника. Этому способствуют конкурсы бизнес-идей, профессиональные конкурсы, постоянное обучение персонала, как в корпоративном Учебном центре, так и в ведущих бизнес-школах Москвы.

Все наши программы нацелены на то, чтобы человек мог проявить себя. Есть яркие примеры построения карьеры: от рядового менеджера до заместителя генерального директора, от директора обувного салона до генерального директора компании, от специалиста IT до руководителя стратегической службы.

Главный камень преткновения на пути карьерного роста - неадекватная оценка сотрудником своих возможностей (в том числе и управленческих). Причем люди, скорее, склонны ее завышать.

Сергей Ряковский, заместитель генерального директора по кадровой политике АООТ “ОКБ Сухого”:

Хороший технический специалист не всегда может быть хорошим руководителем. К нам приходят фанатики авиации и далеко не все хотят стать начальниками. Сотрудники предпочитают развиваться по горизонтали, и это оправдано: у нас много ступенек до разработчика проекта, ведущего конструктора.

Борис Крылов, менеджер по персоналу Hewlett Packard:

Самое главное - уметь общаться с людьми. Человек может быть очень способен и даже гениален, но проблемы с коммуникацией могут затруднить его карьерный рост. Оказывается, эмоциональная интеллигентность важнее, чем интеллект. Безусловно, в жизни случается и “выживание” конкурентов, но это карьеризм в отрицательном смысле слова и не самый достойный путь наверх.

Есть исследования, отражающие зависимость карьерного успеха от пола, возраста, характера, но, на мой взгляд, все очень индивидуально и дать какой-то точный рецепт невозможно. Существует стереотип, что женщине труднее построить карьеру, чем мужчине. Но, например, в российском филиале “Хьюлетт-Паккард” на руководящих должностях успешно работают талантливые женщины, да и наш высший “босс” Карли Фьерина являет собой яркий пример лидера мирового бизнеса.

Александр Мяделец, менеджер консультационной службы по топливно-энергетическим и горнодобывающим отраслям PricewaterhouseCoopers:

К сожалению, в российских компаниях иногда человек может усердно работать, оригинально мыслить, не подозревая, что кто-то другой, пусть и менее талантливый, имеет связи. Поэтому зачастую повышают последнего, несмотря на усилия первого. Чтобы этого избежать, необходимо иметь хорошую сеть внутренних и внешних знакомств, ориентироваться в ситуации. Лучше настраивать себя так: против такого “подводного камня” нет приема, значит, нужно постараться увидеть его заранее.

Константин Слепак, консультант компании КонсалтБюро СТАВКА:

Если человек строит свою карьеру сам, то и “камни” он находит свои собственные, его ожидающие. Для кого-то это - неверно выбранная организация, где невозможен приемлемый карьерный рост, а для кого-то - просто завистливые коллеги, строящие козни.

Карьера специалиста довольно сильно отличается от карьеры управленца. Характерная ситуация: талантливый специалист, переходя даже на невысокую управленческую должность, оказывается несостоятельным. И неудивительно. Ведь менеджер должен проявить иные профессиональные и личностные качества - это совсем другая профессия, со своими функциями и условиями их выполнения.
Такова часто наблюдаемая, но неявная трудность, с которой сталкиваются и руководители, переводящие успешных специалистов на менеджерский уровень, и сами специалисты.


 

 

 





 
 главная | о компании | услуги | наши клиенты | для вас | пресс-центр | контакты | каталог

 

Кадровое агентство KTB Hunters- подбор персонала, executive search

Все размещенные материалы на сайте кадрового агентства KTB Hunters

являются собственностью компании.

Перепечатка и любое использование материалов, опубликованных здесь

допускается только с письменного разрешения компании.

Все права защищены и охраняются законом © KTB Hunters


на главную написать письмо карта сайта