о компании услуги наши клиенты для вас пресс-центр контакты
Пресс-центр
Источник Работа.ru; Элитный персонал

Без права на ошибку.

Анастасия ИВАНОВА

Мистер Совершенство... Он выполняет свои обязанности не просто тщательно, а с филигранной точностью. Ему необходимо получать публичную похвалу и занимать первые места.
Он - перфекционист: тот, кто всегда хочет большего и стремится только к лучшему... Но почему в рабочем процессе лучшее очень часто оказывается врагом хорошего?

Опять "двойка"?

Елена Полякова занимала пост руководителя среднего звена. Ее подразделение всегда добивалось поставленных целей и выдавало стабильный результат. Однако в работе начались сбои, и все чаще в ответ на задания начальства Елена стала отвечать: "Я не могу этого сделать".
 
На совещании топ-менеджеров было решено, что сотруднице не хватает определенных знаний и навыков, которые необходимо развить. В ходе тренинга выяснилось, что причина возникших проблем - перфекционизм. Елена привыкла быть лучшей и получать одобрение всех своих действий. Но как только в соседнем департаменте на параллельной должности появился более опытный менеджер, она испугалась, что проиграет в конкуренции с ним, и ее перестанут ценить как компетентного специалиста. Возник внутренний конфликт, и в результате Елена перестала работать с прежней отдачей.

Эта ситуация является классическим проявлением так называемого "комплекса отличника". Если у человека с детства сложилась привычка получать за свою работу только высшие баллы, он испытывает жестокий дискомфорт, когда возникает угроза перестать быть лучшим.

Люди подобного склада могут уклоняться от ответственных поручений только из страха совершить ошибку и получить затем плохую оценку, утверждает Жанна Смирнова, исполнительный директор компании "Эр Ти Групп". Критика подрывает их уверенность в себе. Если руководитель "отличника" не выберет правильную линию поведения, такой подчиненный или начнет воспринимать своих коллег как потенциальную угрозу (как в описанном кейсе), или будет требовать постоянного контроля своих действий, чтобы исключить малейшую возможность ошибки.
Такому сотруднику необходимы не просто похвала и одобрение, но и доверие, т.е. признание его компетентности со стороны руководства - тогда он будет в первых рядах.

Руководитель Елены Поляковой прислушался к рекомендациям тренеров и поменял по отношению к ней привычный стиль общения. Елена была приглашена на личную беседу, где получила разъяснения, что она отвечает за тот блок задач, который требует именно ее опыта и знаний. Она также узнала, что менеджер, воспринимаемый ею как конкурент, на самом деле реализует совершенно другие задачи. Новый подход оказался очень эффективным: Елена успокоилась, смогла быстро "реабилитироваться" и снова доказать свою профессиональную ценность для компании.

Как общаться с подчиненным-"отличником"

Ставьте труднодостижимые цели и поручайте сложные задания. Это повышает самооценку сотрудника, а работодателю не надо будет тратить много времени на контроль, так как перфекционист будет изо всех сил стремиться к тому, чтобы добиться нужного результата.
Выясняйте причины, по которым сотрудник избегает ответственности. Довольно часто стремление к совершенству сочетается со страхом "не оправдать доверия". Это типично для компаний с жестким менеджментом, где принято критиковать и штрафовать за ошибки. Если причина именно в этом, объясните, что критика - всего лишь форма проработки проблем, а ошибки допустимы при условии их исправления.
Назначайте разумные сроки для подготовки работы. По возможности не давайте "отличнику" поручений, требующих молниеносного выполнения. Такие люди более успешны на длительных проектах, с четко оговоренными, но не минимальными сроками завершения.

Умру, но не доверюсь!
Довольно часто "отличники", оцененные по достоинству и правильно мотивированные, достигают карьерных высот и становятся топ-менеджерами. Но на вершине их подстерегает гораздо больше опасностей по сравнению с коллегами, склонными относиться к своим должностным обязанностям спокойно. Завышенные требования к себе и другим, излишняя критичность и нежелание делегировать полномочия могут за несколько месяцев поставить крест на карьере, которая строилась не один год...
В российском филиале крупного концерна 36-летний Егор Ребров последовательно прошел все карьерные ступени - от начальника отдела до генерального директора. Он был железным перфекционистом, уверенным в себе и склонным выставлять работе коллег нелицеприятные оценки. Демократизм в управлении компанией Егор считал опасным, так как начальники подразделений казались ему недостаточно компетентными. Поэтому он полностью забрал в свои руки "бразды правления", лишив руководителей среднего звена малейшей возможности принимать решения без согласования с ним.
На еженедельное совещание Егор являлся с гроссбухом и неизменно одному из менеджеров устраивал публичный разнос - для острастки. Естественно, менеджерам это не нравилось, поскольку они привыкли работать в атмосфере доверия и определенной автономии. В итоге за полгода компания потеряла нескольких талантливых управленцев - от миддлов до топов, экономические показатели существенно "просели", а сам Егор, стремившийся сделать все за всех и как можно лучше, попал в больницу с инфарктом.

"Чем больше линейных функций наваливает на себя руководитель, тем более неэкономичной и нерациональной становится его деятельность, - комментирует Жанна Смирнова. - Вполне естественно, что топ-менеджер может выполнить любое задание быстрее и лучше, чем рядовой сотрудник или начальник среднего уровня. Но в его обязанности входит не делать за подчиненных их работу, а организовать ее на должном уровне".
Ситуация осложняется, когда топ берет на себя излишнюю нагрузку потому, что в принципе не доверяет людям, которые на него работают (как в случае с Тимуром). Но в таком случае стоит вспомнить, что он сам нанимал их на работу, или, по крайней мере, участвовал в отборе. Не помешает и посещение управленческого тренинга.

Как общаться с начальником-перфекционистом?

Правильно выстраивайте диалог. Чтобы показать руководителю, что вы осознаете и важность поставленной вам задачи, и необходимость выполнить ее по самым высоким стандартам, как можно чаще используйте в общении с ним слова, подчеркивающие вашу профессиональную надежность и ответственность. Например: "отлично", "на пять с плюсом", "качество", "точность" и т.п.

Убеждайте по методу "от обратного". Задайте руководителю прямой вопрос: "Если я не справляюсь со своими задачами и вы решаете их за меня - за что же я получаю зарплату?" Поясните, что испытываете неловкость и неудобство, когда начальник берет на себя ваши служебные функции. Это хороший повод проявить свою компетентность.

Поддерживайте необходимый уровень доверия. Не берите на себя повышенных обязательств, но и не обманывайте возложенных на вас ожиданий - ту работу, которую вы начали, сдавайте точно в срок и в соответствии с принятыми в компании требованиями.

Воплощать образец любой ценой?

Увы, "вечные отличники" и "покорители вершин" редко пользуются расположением сослуживцев, так как обладают удивительной способностью создавать вокруг себя напряжение. Это связано с тем, что обычно именно они бывают наиболее жесткими критиками работы подчиненных, коллег и особенно строго относятся к начальнику, который, по их мнению, должен воплощать собой образец.
В результате у окружающих возникает неприятное чувство, что они сдают постоянный экзамен на профпригодность, и в свою очередь награждают перфекционистов такими нелестными эпитетами, как "выскочка" или "зануда".

Тем не менее, по наблюдениям Вячеслава Максимова, руководителя российской Федерации коучинга, перфекционизм довольно часто взращивается в сотрудниках сознательно, как часть корпоративной культуры, или позиционируется как миссия компании.
"На деле же этот подход сопровождается постоянными стрессами. Ведь основное состояние, в котором находится человек, стремящийся к безупречности - тревога", - отмечает г-н Максимов. Но невозможно длительное время оставаться в напряжении и не давать ему разрядки.
И разрядка наступает: или в виде нервного срыва, или в виде острого конфликта, заставляющего кого-либо из участников "схватки" покинуть компанию. Кроме того, как показывают медицинские исследования, у перфекционистов чаще развиваются гипертония, ишемическая болезнь сердца, значительно повышается вероятность инфаркта и инсульта. Все это не идет на пользу общему делу.

Итак, если вы не работаете сапером или пилотом авиалайнера, вряд ли стоит стремиться к совершенству в каждой мелочи и обрекать себя на постоянную гонку. Вы должны быть профессионалом в своем деле, развиваться и приобретать новые навыки, но не обязаны быть совершенным - тем более в соответствии с чужой шкалой ценностей. В конце концов никогда не допускает ошибок лишь тот, кто ничего не делает.
--------------------------------------------------------------------------------

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Ольга КАРПИНСКАЯ, исполнительный директор
Фонда гуманитарных исследований и технологий:

- Меня часто называют перфекционисткой. Стремление к совершенству свойственно мне с юности, это одна из основных черт моего характера. В деловой сфере перфекционизм, на мой взгляд, - это высшая степень профессионализма, стремление к достижению максимально возможной компетентности в своей области. Для меня эталоном профессионального отношения к делу стал опыт работы в команде Сергея Владимировича Ястржембского в период его пребывания на посту вице-премьера Правительства Москвы.

Конечно, желание всегда добиваться идеального результата имеет и свои минусы. Например, мне случалось отказываться от выгодных проектов, потому что я считала, что не смогу выполнить их в соответствии со своими внутренними стандартами. Конечно, досадно терять возможные бонусы, но гораздо важнее для меня - собственная высокая оценка сделанной работы, поэтому я не принимаю выражения "Зачем стараться, ведь все равно никто этого не оценит".

На мой взгляд, настоящих работников-перфекционистов довольно мало, и единственная претензия, которую к ним можно предъявить - затягивание сроков работы. Но в таком случае чрезмерное прилежание является не достоинством, а обратной стороной непрофессионализма - даже стругая доску, можно в итоге состругать ее до нуля. Для меня как работодателя очень важна ответственность сотрудников и соблюдение ими разумного баланса между качеством и сроками выполняемой работы.


 

 

 





 
 главная | о компании | услуги | наши клиенты | для вас | пресс-центр | контакты | каталог

 

Кадровое агентство KTB Hunters- подбор персонала, executive search

Все размещенные материалы на сайте кадрового агентства KTB Hunters

являются собственностью компании.

Перепечатка и любое использование материалов, опубликованных здесь

допускается только с письменного разрешения компании.

Все права защищены и охраняются законом © KTB Hunters


на главную написать письмо карта сайта